Станция 6. Литературная гостиная


Одна из любимых станций Югорки и его друзей.  На этой станции происходят чудеса. Иногда хозяйка гостиной, Аннэ, читает вслух свои любимые сказки гостям.  Из уст в уста передают люди в семьях древние легенды своих предков и сейчас в XXI веке.

Сроки выполнения модуля №6

19-23 декабря

 

Информационная справка

У коренных народов севера письменности не было до 30х годов XX столетия. Но это не значит, что у них не было поэзии и устного народного творчества. Они были и передавались из поколения в поколение. Главные хранители народной мудрости-певцы и сказители. Это были широко известные люди, знающие наизусть множество легенд, преданий, сказок и загадок своего народа и владеющие секретами исполнительного мастерства. Их ценили и почитали. Любители сказок приезжали к ним из далёких деревень, больших и малых, специально, чтобы послушать их. Долгими зимними вечерами, порой до самого рассвета, шел своеобразный спектакль. Уснуть было невозможно: так захватывали слушателя сюжеты, увлекала сочная, образная речь сказителя.

Тематика сказок самая разнообразная, но в каждой из них отражена жизнь народа, вырабатываемая веками мудрость народа, воплощены его мечты и чаяния.

Устраивали вечера сказок только зимой, приблизительно с середины ноября и до середины марта. В это время стоят сильные морозы, женщины, дети и старики находятся дома. Надо же было как-то скоротать время в долгие зимние вечера!

Песни и загадки можно было слушать в течение всего времени года, ведь малые по объёму жанры не отнимают у тружеников много времени. Напротив, они поднимают настроение, отвлекают людей от мыслей о тяжести повседневного труда. Мораль в сказках не навязывается слушателю, он сам должен сделать соответствующие выводы, но сказитель интонацией или находящийся рядом взрослый какой-либо репликой может помочь ребёнку оценить поведение того или иного персонажа.

Сказка «Медведь и бурундук» Ромбандеевой Е.И. учит развивать наблюдательность. В споре с медведем бурундук победил, так как он шустрый, быстрый, много видел и знает. Сказитель подчеркивает, что ум и рассудительность не зависят от величины того или иного существа.

В сказке «Мышонок-путешественник» мышонок - большой мастер. Лодочку он сделал лёгкую, как листочек крапивы, весло смастерил тонкое, как язычок собачки.

Мышонок ловко управляет лодкой. А когда вежливые дети приглашают его съесть рыбу, умненький мышонок отказывается: рыба костлявая, а горлышко у меня маленькое, нежное…(Тем самым  он и детей призывает остерегаться, у них ведь тоже маленькое, нежное горлышко). Но и рассудительный мышонок не удерживается от соблазна при виде вкусной пищи. Съел слишком много, пожадничал – был наказан: живот у него лопнул. А когда он кричит: «Принесите мне шило, принесите кедровый корень! Я зашью животик», всем смешно, потому что мышонок, видимо, представляет себя большим зверем с толстой кожей.

Так ненавязчиво сказка учит не переедать: это вредно для здоровья и опасно для жизни.

Одним словом, так же, как и у других народов, воспитание детей у народов севера идет через сказки, легенды, предания, через устное народное и литературное творчество.

 

Проверь себя

  1. Перечислите поэтов, писателей, сказочников Югры?
  2. Кто написал сказку Тимопей?
  3. Назовите автора сказок «Медведь и бурундук, «Мышонок-путешественник», «Коварный лис»?
  4. Назовите автора сказок «Хочу. Не хочу», «Старший брат», «Как окунь полосатым стал», «Каждый другом силён» и т. д. ?

Головоломки. Викторины

Открыть файл здесь

Задания

Станция 6. Литературная гостиная

Задание 6.1.Внимательно прочитай "Информационную справку"

Задание 6.2Проверь себя. Ответьте на вопросы.

Задание 6.3.Проверьте себя. Выполните предложенные головоломки, викторину.

Внимание: Не забудьте отметить выполненные шаги в Таблице продвижения.

Полезные материалы